Перейти к основному содержанию

Есть богатство – должно быть добродейство!

Дамы и господа, сегодня у нас есть повод совершить благое дело! Если не подарить пару миллионов какому-нибудь музею или театру, то хотя бы сказать «спасибо» тем, кто делал это в прошлом и делает сейчас. Как раз для этого и существует сегодняшний праздник – День мецената, придуманный 18 лет назад бессменным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским и главным редактором альманаха «Русский Меценат» Аркадием Сосновым. 

От Древнего Рима до старой Москвы.

Дата для праздника выбрана неслучайно: 13 апреля родился человек, имя которого впоследствии стало нарицательным, - Гай Цильний Меценат. Ещё до нашей эры этот человек слыл известным миротворцем, покровителем поэтов, художников и прочих творцов. В историю римский Меценат вошёл благодаря тому, что спас от казни Вергилия, автора «Энеиды». 

Первым российским меценатом и благотворителем принято считать дипломата XVIII века князя Дмитрия Михайловича Голицына. Все доходы от своих имений общей суммой 850 тысяч рублей князь завещал на открытие и содержание больницы. Лечебное заведение открыли только через 65 лет после кончины Дмитрия Михайловича, однако до самого 1917 года содержалась Голицынская больница на средства династии, её построившей. Кстати, учреждение было бесплатным и принимало всех «неимущих». 

После Голицына меценатство в России стало явлением довольно распространённым и даже модным. Имена благотворителей до сих пор сохранились в названиях, известных далеко за пределами страны: Строгановского училища, Третьяковской галереи, Морозовской больницы, Бахрушинского музея… Говорят, половина сохранившихся сегодня дореволюционных зданий Москвы построены на деньги меценатов. 

Фабриканты и купцы «спонсировали» не только строительство больниц и приютов, но и проекты более смелые и дерзкие. К примеру, Фёдор Рябушинский, которому принадлежал один из самых красивых московских особняков в стиле «модерн», финансировал научные проекты. В 1908 году на деньги Рябушинского была отправлена экспедиция на Камчатку. 

Иркутские купцы денег не жалели.

Немало людей, жертвовавших деньги на благие дела, было и в Сибири. Иркутску в этом смысле есть чем гордиться. Фамилия меценатов Медведниковых, сколотивших первые капиталы в Иркутской губернии и немало сделавших для нашего города, позднее стала известна и в Москве. Правда, столичные благотворители Медведниковы и представители династии, оставившие о себе память в Иркутске, - это люди разные. В нашем городе до сих пор помнят имя Елизаветы Медведниковой, на деньги которой было построено первое в городе женское учебное заведение – сиропитательный дом для девочек-сирот. 

Правда, богоугодное заведение её сыновья построили и открыли уже после смерти Елизаветы Михайловны. Но именно вдова купца Медведникова, в 27 лет оставшаяся с двумя малолетними детьми на руках, не получившая систематического образования и не умевшая даже написать свою фамилию на бумаге, поставила своей целью открыть в Иркутске приют для воспитания и обучения девочек-сирот. 

Любопытно, что в городе на тот момент существовало три мужских учебных заведения, девять богоугодных и ни одного женского! Известная своей набожностью и необыкновенной добротой Елизавета Медведникова не могла остаться равнодушной к такой несправедливости. Умирая, она взяла с сыновей слово вложить оставленные им 70 тыс. рублей ассигнациями в строительство сиропитательного дома для девочек. Заведение, получившее имя Елизаветы Медведниковой, было открыто в 1838 году. Событие это стало для Иркутска настоящей революцией в женском образовании.

Ради чести и памяти.

По какой же причине богатые купцы вкладывали такие деньги в дела, не приносящие прибыль? Боялись бога или царя? Вряд ли. Хотя благотворительность, или как называет это словарь В.И. Даля «добродейство», безусловно, в те времена считали делом богоугодным. Но у предпринимателей существовало и понятие «купеческая честь», был определённый свод нравственных правил, по которым следовало жить и работать. Того, кто в полной мере соответствовал этому своду, называли «совершенным купцом». И заслужить такое звание без поддержки благих дел было невозможно.

Возможно, многие филантропы хотели оставить о себе «память на века». И, надо признать, им это удалось! В Иркутске до сих пор стоят здания Кузнецовской больницы (ныне – Иркутская областная детская больница), гимназий И.С. Хаминова (ныне – школа №72 и один из корпусов ИГУ), Ивано-Матрёнинской детской больницы, воспитательного дома Ю.И. Базановой (один из корпусов Факультетских клиник) , технического училища Трапезниковых (ныне здание биолого-почвенного факультета ИГУ) и другие исторические здания, украшающие наш город, придающие ему индивидуальность.

Сегодня имена и дела меценатов не столь заметны, как в позапрошлом веке. Но, говорят, они по-прежнему существуют. Увидеть их воочию, наверное, можно на праздновании Дня мецената, главной площадкой для празднования которого был выбран, конечно же, Эрмитаж.

Ежегодно 13 апреля благотворители собираются здесь на фоне символичного полотна Джованни Батиста Тьеполо «Меценат представляет Августу свободные искусства». И чтобы порадовать меценатов, в главном музее страны происходит событие практически уникальное – оживают знаменитые часы «Павлин». Достойный подарок для тех, кто ценит прекрасное и не жалеет на него средств.

Ольга ПОЛЯНСКАЯ.

Фото FreePik