Перейти к основному содержанию

Картину площадью почти 20 кв. метров восстанавливают в Иркутске

Эйвазова Дарья
https://www.youtube.com/embed/mglV2i_wBvA

А вот реставраторы дают не второе имя, а новую жизнь произведениям искусства. Прямо сейчас в областном художественном музее курс восстановления проходят два полотна. Над картинами "Жажда" и "Дорога" трудятся мастера разных специальностей, за их работой наблюдала Дарья Эйвазова, ей слово.

Утюг - очень важный инструмент... для художника-реставратора. С его помощью "лекари" искусства могут наложить либо снять укрепление полотна - профилактическую заклейку из папиросной бумаги и особого клея. "Пациент" у реставраторов особый. Картину "Жажда" иркутская художница Лидия Куклис-Шестакова написала почти полвека назад после поездки на БАМ. Помимо исторической ценности у полотна - внушительные габариты. Его площадь - почти 20 квадратных метров. Поэтому без укрепления приступать к следующим этапам опасно. 

СВЕТЛАНА ТЮТИКОВА, зав. реставрационной мастерской областного художественного музея: "Процесс натяжки на подрамник - это для картины тяжелейшее испытание, поскольку это будет тянуться, растягиваться. А, допустим, своя растяжка и отзыв на то, что мы будем натягивать, у холста один, у грунта - другой, у красочного слоя - свой предел растягивания".

Ведь полотно отчасти напоминает торт. Чтобы слои не разошлись и живопись не осыпалась, и нужно укрепление. После того, как заклейку снимают, специалисты оценивают результат.

ДАРЬЯ ЭЙВАЗОВА, корреспондент: "На этапе осмотра главные инструменты реставратора - это его руки, глаза и профессиональный опыт. Если человеку со стороны, например, мне, трещины и дефекты не скажут ни о чём, то профессионалу наоборот - расскажут о многом. Например, какими изначально были утраты, хорошо ли прошло укрепление, как картина поведёт себя при натяжке на подрамник или же требуются дополнительные реставрационные мероприятия".

После картину натянут на подрамник. Только в таком виде можно восстанавливать слой краски. Поэтому доски и клинья уже ждут своего часа. Натяжка - физически тяжёлый процесс. Но справиться с ним могут только реставраторы.

ГАЛИНА МУРАВЬЁВА, художник-реставратор Иркутского областного художественного музея: "Такой женский и хрупкий коллектив, конечно. Понимаете, мы не можем привлечь постороннего, потому что он не будет так, как нам надо, натягивать. Там же определённое натяжение. Мы же чувствуем это".

Через эти же процедуры сейчас проходит и "младшая сестра" "Жажды" - картина "Дорога". Её размеры куда скромнее - метр на два с половиной. Тем не менее, без помощи докторов-реставраторов не обойтись. Оба полотна планируют восстановить к июню.